ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

Группа 0, для детей до 10 кг и 6-8 месяцев. Кресло этой группы по сути является люлькой от коляски. Ребёнок лежит в таком кресле полностью горизонтально. Оно устанавливается перпендикулярно движению автомобиля, занимает два места и крепится двумя штатными ремнями безопасности. Обеспечить полную безопасность в таком кресле очень затруднительно даже именитым производителям, безопасные модели есть, но их можно пересчитать по пальцам. Кресла группы 0 подходят для длительных переездов и для детей, которым нужно строго горизонтальное положение тела.
Рассказываем, как правильно выбрать детское автокресло и на что обратить внимание.
Как выбрать автокресло?
Группа 0+, для детей с рождения до 13 кг и 12 месяцев. Это более привычная люлька-переноска с удобной ручкой, компактная и легкая. В отличие от группы 0, в автомобиле занимает только одно место и ставится исключительно против хода движения, поскольку грудном возрасте у детей размер головы непропорционально большой относительно тела, а шейные позвонки еще не сформированы. Даже простое резкое торможение может привести к серьезной травме. Ребенок в таком кресле лежит не полностью горизонтально, а под небольшим углом. Очень долгие безостановочные поездки в таком кресле не рекомендованы, но некоторые модели приспособлены к ним лучше других.

Группа 1, для детей от 9 до 18 кг, от года до 4 лет. Устанавливается по ходу движения. Эта группа в чистом виде встречается редко, чаще – в комбинированном кресле нескольких групп.

Группа 2/3, для детей от 15 до 36 кг, от 4 до 12 лет, ростом от 95 до 145 сантиметров. В этом кресле уж нет внутренних ремней безопасности. К креслам группы 3 также относятся бустеры – сиденья без спинки. Они приподнимают ребенка на высоту, достаточную для правильного использования штатных ремней безопасности. Но следует помнить, что бустер абсолютно не защищает ребенка при боковых ударах.

Наиболее популярны комбинированные автокресла, сочетающие в себе несколько возрастных групп, рассчитаны на длительный срок эксплуатации, трансформируясь под габариты ребенка.
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ КРЕСЛА

Крепление кресла штатным ремнем безопасности ­– самый распространенный способ, он подходит практически для всех автомобилей, главное, чтобы хватало длины ремня. Процедура установки относительно трудоемка и требует безукоснительного соблюдения инструкций – крайне важно, чтобы ремень правильно проходил через все предназначенные для него направляющие. Облегчить процесс помогают стрелки-подсказки, которые наносят на корпус кресла некоторые производители.
Удерживающая система Isofix состоит из металлических направляющих с замками на конце, установленных на автокресле, и стальных скоб, встроенных в заднее сиденье. Крепление Isofix практически исключает возможность неправильной установки, а благодаря жесткой связи с кузовом автомобиля не позволяет креслу накрениться, сместиться или отстегнуться.

ВАЖНО:
крепление Isofix рассчитано на детей весом не более 18 кг. При превышении этого показателя Isofix выполняет вспомогательную функцию, а кресло должно закрепляться штатным ремнем безопасности автомобиля.
Вдобавок к основному способу, автокресло может быть оснащено дополнительными точками крепления. Регулируемый упор в пол препятствует вращению кресла при лобовом столкновении, а якорный ремень Top tether дополнительно фиксирует автокресло в верхней части за встроенный карабин в багажнике автомобиля или на спинке сиденья, уменьшая вылет кресла вперед при ударе.
ФИКСАЦИЯ РЕБЁНКА

Внутренние ремни используются в креслах групп 0/0+/1, они могут быть трехточечными, либо пятиточечными – разница в количестве точек, в которых ремни крепятся к автокреслу. Пятиточечные предпочтительнее, поскольку лучше распределяют нагрузку в случае аварии. Внутренние ремни должны быть с регулировкой, чтобы одинаково хорошо фиксировать ребенка, если он подрастает или одет в объемную зимнюю одежду. На плечевых лямках ремней желательны мягкие накладки для более комфортного использования. Пользоваться внутренними ремнями следует до тех пор, пока хватает диапазона их регулировки.
БОКОВАЯ ЗАЩИТА

Обращайте внимание на развитую боковую защиту кресла – на боковые удары приходится около половины всех фатальных травм у детей в возрасте до 3 лет. Кресла, соответствующие новому стандарту ECE 129 проходят обязательные боковые краш-тесты при сертификации.

НАКЛОН СПИНКИ

В дальней дороге ребенок обязательно уснет. Чтобы ему было удобно, производители добавляют автокреслам возможность регулировки наклона спинки. Она может наклоняться независимо от подушки, либо наклоняться может кресло целиком на неподвижном основании. Полностью горизонтальное положение возможно только в люльках для новорожденных.
В некоторых моделях автокресел вместо внутренних ремней используется бампер (столик безопасности) – широкая защитная дуга, проходящая поперек кресла. Эта конструкция жесткая внутри и покрыта ударопоглощающим материалом снаружи. По заявлениям производителей, преимущество бампера перед ремнями безопасности – в большей площади контакта, что существенно снижает травматическую нагрузку на организм ребенка. Бампер фиксируется штатным ремнем автомобиля.

При достижении предельного веса (18 кг) использование внутренних ремней и бампера становится небезопасным – ремни могут не выдержать нагрузку, а столик не дает нужной защиты. Тогда приходит время пользоваться штатным трехточечным ремнем автомобиля, пристегивая им ребенка вместе с креслом. При этом нужно следить, чтобы верхняя лямка проходила строго под ключицей, но не была слишком низко или не терла шею, а нижняя лямка не лежала на животе.
СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В Европе разработаны современные стандарты качества для сертификации детских кресел. Несмотря на введение новейшего стандарта безопасности ECE 129 i-Size, предшествующий ему стандарт ECE R44/04 актуален до сих пор – кресел с такой наклейкой сейчас больше всего. Однако есть и его устаревшая версия, ECE R44/03, с которой был скопирован актуальный в России ГОСТ Р 41.44-2005. Чтобы узнать какому стандарту безопасности соответствует автокресло, ищите маркировку на нем или информацию в сертификате качества.
ВАЖНО!
Это касается безопасности вашего ребёнка.
  • Установка детского автокресла на переднее сиденье возможна только в том случае, если автомобиль не оснащен фронтальной пассажирской подушкой безопасности, либо она имеет кнопку отключения. Во время аварии подушка безопасности раскрывается со скоростью свыше 200 километров в час и способна нанести ребенку травмы, несовместимые с жизнью.
  • Самое безопасное место для установки детского автокресла – по центру заднего сиденья, если оно оснащено соответствующим ремнем безопасности и форма подушки сиденья позволяет установить кресло без перекосов. В ином случае кресло нужно установить сзади справа.
  • Как минимум в первый год жизни ребенка автокресло нужно устанавливать против направления движения автомобиля.
  • Критически важно устанавливать автокресло строго в соответствии с инструкциями производителя, неправильная установка в разы уменьшает эффективность защиты и может быть опасна для здоровья и жизни ребенка.
  • Кресло должно быть закреплено очень плотно. Под диагональную лямку штатного ремня должно проходить максимум два пальца.